Вносим изменения в ПВТР с 01.01.2024: алгоритм действий нанимателя

Алексей ШТЕЙНЕР,

юрист

 

С 01.01.2024 вступают в силу изменения, внесенные в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК), а также в Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46 (далее – Типовые ПВТР).

Согласно п. 10 части первой ст. 55 ТК наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними под роспись, создавать условия для ознакомления работника с локальными правовыми актами, затрагивающими его права и обязанности.    

Одной из обязанностей нанимателя при приеме на работу является ознакомление работника под роспись с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (п. 3 ч. 1 ст. 54 ТК).

Приведение ПВТР организации в соответствие с нормами новой редакции ТК является обязанностью нанимателя.

От того, насколько детально регламентированы ПВТР организации, во многом зависят трудовая и исполнительская дисциплина, микроклимат в коллективе, а также теоретическая возможность возникновения трудовых споров.

В процессе работы организации ввиду экономических, организационных, технологических причин может появиться и другая необходимость внесения изменений в ПВТР.

Необходимо учитывать, что внесение изменений в ПВТР в некоторых случаях будет являться изменением существенных условий труда. Согласно части второй ст. 32 ТК таким изменением является изменение режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, и др.

В соответствии с требованиями части первой ст. 32 ТК наниматель вправе изменять существенные условия труда работников только в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. 

 

Алгоритм внесения изменений и дополнений в ПВТР

 

  1. Определить должностных лиц, ответственных за подготовку изменений в ПВТР.

В состав рабочей группы по разработке изменений в ПВТР необходимо привлечь сотрудника отдела кадров, юридической службы, бухгалтерии, начальников отделов, других структурных подразделений (при необходимости).

После определения круга таких лиц необходимо издать соответствующий приказ.

В приказе необходимо указать ответственное должностное лицо за подготовку проекта изменений.

Также в приказе необходимо указать срок подготовки проекта.

 

  1. Согласовать проект изменений в ПВТР с руководителями структурных подразделений.

Проект изменений в ПВТР согласовывается самими участниками рабочей группы.

Для этого должностные лица, принимавшие участие в разработке проекта, подписывают его, указав должность и дату.

Таким же образом проект изменений согласовывается с начальниками структурных подразделений, в отношении которых будут действовать планируемые изменения.

На этой стадии юридической службе необходимо проверить, чтобы проект изменений в ПВТР не ухудшал положения работников по сравнению с законодательством о труде. Проверить нормы ПВТР на соответствие новой редакции ТК.

Согласно части второй ст. 194 ТК локальные правовые акты, регулирующие трудовой распорядок, не могут ухудшать положение работников по сравнению с ТК и иными актами законодательства, регулирующими соответствующие отношения в социально-трудовой сфере.  

 

  1. Согласовать предполагаемые изменения с профсоюзом (при наличии его в организации).

Согласно ст. 195 ТК правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов.

Проект изменений в ПВТР необходимо согласовать с профсоюзом при наличии его в организации.

При этом необходимо учитывать, что по результатам рассмотрения изменений профсоюз может внести свои правки в проект, в таком случае понадобится дополнительное согласование новых изменений всеми участниками рабочей группы.

 

  1. Оформить и утвердить новую редакцию ПВТР.

Необходимо внести согласованные изменения и дополнения в ПВТР. О внесении изменений и утверждении новой редакции ПВТР необходимо издать приказ.

Согласно ст. 195 ТК ПВТР устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Согласно п. 6 Типовых ПВТР утвержденные правила внутреннего трудового распорядка обязательны как для работников, так и для нанимателей.

Новую редакцию ПВТР необходимо утвердить.

Утверждение является одним из способов удостоверения документа после его подписания. Документ, подлежащий утверждению, приобретает юридическую значимость только с момента его утверждения.

Документ может утверждаться двумя способами: посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи или издания распорядительного документа (составления протокола). Оба способа имеют одинаковую юридическую значимость (п. 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).

 

  1. Ознакомить работников организации с новой редакцией ПВТР.

С новыми ПВТР необходимо ознакомить работников под роспись. Для этого лучше всего подходит лист ознакомления, который будет являться приложением к ПВТР. В листе ознакомления указываются Ф.И.О., должность (профессия) работника, дата ознакомления и проставляется подпись.