В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВОЗМОЖЕН ЗАЧЕТ ВСТРЕЧНЫХ ВЗАИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В РАЗРЕЗЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РБ

Сергей КУЛАКОВСКИЙ,

юрист

Галина ТУРМОВИЧ,

юрист

 

Статьей 381 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Также п. 2 данной статьи определено, что не допускается зачет требований в случаях, установленных законодательством.

Абзацем шестым п. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о нормативных правовых актах) прямо определено, что законодательство составляет в т.ч. постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Таким образом, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут устанавливать запрет на прекращение обязательств зачетом, поскольку данное право им  предоставлено ГК.

Советом Министров Республики Беларусь 19.10.2022 было принято постановление № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713), предметом которого является формирование и применение цен на товары и их регулирование.

Первоначальной редакцией п. 14 постановления № 713 установлено, что с 01.01.2023 на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (бартер, мена, зачет, новация, отступное), за исключением случаем, указанных в данном пункте.

Вместе с тем в законодательстве отсутствует понятие товарообменных операций. Ранее такое понятие содержалось в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.1999 № 405 «О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций», которое в настоящее время утратило силу.

Таким образом, поскольку в законодательстве отсутствует понятие товарообменных операций, с целью недопущения нарушения п. 14 постановления № 713 и на основании п. 27 этого же постановления (в первоначальной редакции) в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) 01.11.2022 был направлен запрос по вопросу применения п. 14 постановления № 713, в т.ч. был постановлен вопрос, какие операции являются товарообменными применительно к п. 14 постановления № 713.

МАРТ своим письмом от 01.12.2022 разъяснило, что п. 14 постановления № 713 распространяет свое действие на все товары без исключения, несмотря на то что само постановление направлено на регулирование цен на товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на внутренний рынок Республики Беларусь, указанные в перечне согласно приложению 1 к постановлению № 713.

Следует отметить, что с 01.02.2023 постановление № 713 было изложено в новой редакции, в т.ч. был изменен п. 14 с учетом позиции МАРТ, изложенной в вышеуказанном разъяснении.

Касательно понятия товарообменных операций МАРТ предложило обращаться в Министерство экономики Республики Беларусь (далее – Минэкономики).

В связи с этим был направлен запрос в Минэкономики по вопросу определения понятия товарообменных операций.

Минэкономики 23.12.2022 сообщило, что для целей постановления № 713 под товарообменными операциями следует понимать операции, предусматривающие обмен товаров, работ, услуг на эквивалентное по стоимости количество других товаров, работ, услуг, предполагающие полный или частичный расчет в неденежной форме, при условии, что хотя бы одна из сторон сделки является поставщиком товаров.

Таким образом, с учетом полученных разъяснений МАРТ и Минэкономики авторы пришли к выводу, что согласно п. 14 постановления № 713 запрещается проведение зачета при осуществлении предпринимательской деятельности в случае, если хотя бы одна из сторон обязательства, по которым проводится зачет, является продавцом (поставщиком) товара.

Установленный п. 14 постановления № 713 запрет на осуществление зачета не будет распространяться, если такой зачет проводится по обязательствам, не связанным с реализацией товаров.

Приводим примеры, в которых зачет (отступное) не будет нарушать п. 14 постановления № 713:

 

  1. Между ООО «А» и ООО «Б» заключен договор аренды, согласно которому у ООО «Б» имеется задолженность по арендной плате перед ООО «А» в размере 5000 руб..

В то же время у ООО «А» перед ООО «Б» имеется задолженность по договору возмездного оказания услуг (услуги по мойке транспортных средств) в размере 3500 руб.

С целью частичного прекращения обязательств по вышеуказанным договорам между сторонами было заключено соглашение о взаимозачете встречных требований на сумму 3500 руб.

Поскольку задолженность по арендной плате и за услуги по мойке транспортных средств у сторон не связана с товарообменными операциями, такой зачет будет правомерен.

  1. ОАО «А» является кредитором ОАО «Б» (должник), в отношении которого возбуждено дело о банкротстве. Задолженность должника перед кредитором образовалась из договора поставки (долг за поставленный товар).

В рамках дела о банкротстве в соответствии со ст. 150 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) управляющий должника предложил кредитору принять нереализованное имущество в счет погашения его требований.

Кредитор выразил свое согласие на принятие имущества должника, и между сторонами было заключено соглашение об отступном.

В данной ситуации соглашение об отступном не будет нарушать п. 14 постановления № 713, поскольку процедура банкротства регулируется специальными нормами законодательства – Законом о банкротстве, который имеет большую юридическую силу, чем постановление № 713, в соответствии с п. 4 ст. 23 Закона о нормативных правовых актах.