РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕАЭС: ВЗЫСКАНИЕ

С 8 января 2019 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном ре­гулировании» (далее – Указ № 490), на­правленный на реализацию отсылочных норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС; ЕАЭС) в законодательстве Республики Беларусь.

ТК ЕАЭС возлагает на лиц, осущест­вляющих внешнеэкономическую деятель­ность, ряд обязанностей. К таким обязан­ностям относится также и обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компен­сационных пошлин (далее – таможенные и иные платежи).

Обязанность по уплате таможенных и иных платежей исполняется платель­щиком, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком солидарную либо субсидиарную обязанность по уплате таможенных и иных платежей (п. 1 ст. 55 и п. 1 ст. 73 ТК ЕАЭС).

Таможенный представитель исполняет обязанность по уплате таможенных и иных платежей плательщика в случае если в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС таможенный представитель несет с таким плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных и иных платежей.

ТК ЕАЭС дает право на уровне на­ционального законодательства установить возможность исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей иными лицами. Например, в 2018 году уплату налога, сбора (пошлины) за плательщика могло произвести иное лицо на основании подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообло­жении».

Как правило, обязанность по уплате таможенных и иных платежей исполня­ется путем их уплаты в порядке и сроки, установленные ТК ЕАЭС, а также в раз­мерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС.

В случае если обязанность по уплате таможенных и иных платежей исполнена не будет, таможенный орган направляет плательщику, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком солидарную (субсидиарную) обязанность по уплате таможенных и иных платежей, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей (п. 3 ст. 55 и п. 3 ст. 73 ТК ЕАЭС).

Пунктом 4 приложения 1 к Указу установлено, что уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей направ­ляется (вручается) плательщику, иному обязанному лицу в форме решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компен­сационных пошлин, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки.

Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей (да­лее – уведомление) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего с плательщиком со­лидарную (субсидиарную) обязанность, о суммах таможенных и иных платежей, процентов, пеней, не уплаченных в срок, установленный ТК ЕАЭС и законодательством о таможенном регулировании в Республике Беларусь.

В уведомлении таможенный орган указывает срок, до истечения которого обязанность по уплате таможенных и иных платежей должна быть исполнена. В случае неисполнения или ненадлежаще­го исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей в срок, указанный в уведомле­нии, таможенный орган принимает меры по взысканию не уплаченных платежей в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС.

Необходимо отметить, что принятие мер по при­нудительному взысканию таможенных и иных пла­тежей является одной из функций, которые в пределах своей компетенции выполняют таможенные органы (подп. 2 п. 2 ст. 351 ТК ЕАЭС).

Важно знать, что согласно п. 2 ст. 77 ТК ЕАЭС меры по взысканию специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются в том же порядке, что и при взыскании таможенных пошлин, налогов. С учетом этого п. 4 приложения 1 к Указу № 490 содержит нормы о том, что взыска­ние специальных, антидемпинговых, компенсацион­ных пошлин осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством о таможенном ре­гулировании для взыскания таможенных платежей, процентов, пеней.

Поэтому положения Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон), касающие­ся особенностей взыскания таможенных платежей, применяются при взыскании специальных, анти­демпинговых, компенсационных пошлин.

Пунктом 3 ст. 119 Закона установлено, что меры по взысканию таможенных платежей применяют­ся по истечении десяти рабочих дней со дня полу­чения плательщиком решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки. В случае если ре­шение о взыскании таможенных платежей, процен­тов, пеней или решение по акту таможенной про­верки не получены плательщиком по независящим от таможенного органа причинам, меры по взыска­нию указанных таможенных платежей применяются по истечении двух рабочих дней со дня поступле­ния в таможенный орган информации о неполуче­нии плательщиком решения.

Следует отметить особенности взыскания та­моженных и иных платежей с таможенного представителя. Такое взыскание производится в случае неисполнения плательщиком решения таможенно­го органа о взыскании в бесспорном порядке та­моженных платежей с плательщика за счет денеж­ных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, небанковских кредитно-финансовых ор­ганизациях, в течение одного месяца со дня полу­чения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией такого решения (п. 5 ст. 119 Закона).

К мерам по взысканию таможенных и иных пла­тежей относится взыскание таких платежей за счет денежных средств и (или) иного имущества платель­щика, в т.ч. за счет сумм таможенных и иных плате­жей, подлежащих возврату, и (или) сумм авансовых платежей. Взыскание может быть произведено за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате та­моженных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинго­вых, компенсационных пошлин, обеспечения испол­нения обязанностей юридического лица, осущест­вляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномочен­ного экономического оператора (п. 2 ст. 68 ТК ЕАЭС).

 

Нормы подп. 1.1 п. 1 Указа № 490 корреспонди­руются с нормами подп. 5.4 п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», которым определено, что взы­скание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды не произво­дится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превы­шает пять лет и при представлении субъектами хо­зяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

1) обязанность по уплате таможенных и иных пла­тежей прекратилась в связи с их уплатой ли­бо в связи с иными обстоятельствами, предусмотренными п. 2 ст. 54 ТК ЕАЭС либо п. 2 ст. 72 ТК ЕАЭС;

2) обязанность по уплате таможенных и иных пла­тежей прекратилась в связи с применением мер по их взысканию;

3) суммы таможенных и иных платежей, взыска­ние которых оказалось невозможным, в соот­ветствии с национальным законодательством государств-членов ЕАЭС признаны безнадеж­ными к взысканию.

В Республике Беларусь признание задолженно­сти по налогам, сборам (пошлинам) безнадежным долгом и ее списание производится в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания».

ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНЫЙ ДАЙДЖЕСТ ЖУРНАЛА НА ПОЧТУ 

Без комментариев

Оставить комментарий