04 Мар РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕАЭС: ВЗЫСКАНИЕ
С 8 января 2019 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее – Указ № 490), направленный на реализацию отсылочных норм Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС; ЕАЭС) в законодательстве Республики Беларусь.
ТК ЕАЭС возлагает на лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ряд обязанностей. К таким обязанностям относится также и обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее – таможенные и иные платежи).
Обязанность по уплате таможенных и иных платежей исполняется плательщиком, лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком солидарную либо субсидиарную обязанность по уплате таможенных и иных платежей (п. 1 ст. 55 и п. 1 ст. 73 ТК ЕАЭС).
Таможенный представитель исполняет обязанность по уплате таможенных и иных платежей плательщика в случае если в соответствии со ст. 405 ТК ЕАЭС таможенный представитель несет с таким плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных и иных платежей.
ТК ЕАЭС дает право на уровне национального законодательства установить возможность исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей иными лицами. Например, в 2018 году уплату налога, сбора (пошлины) за плательщика могло произвести иное лицо на основании подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».
Как правило, обязанность по уплате таможенных и иных платежей исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, установленные ТК ЕАЭС, а также в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС.
В случае если обязанность по уплате таможенных и иных платежей исполнена не будет, таможенный орган направляет плательщику, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком солидарную (субсидиарную) обязанность по уплате таможенных и иных платежей, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей (п. 3 ст. 55 и п. 3 ст. 73 ТК ЕАЭС).
Пунктом 4 приложения 1 к Указу установлено, что уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей направляется (вручается) плательщику, иному обязанному лицу в форме решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки.
Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных и иных платежей (далее – уведомление) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего с плательщиком солидарную (субсидиарную) обязанность, о суммах таможенных и иных платежей, процентов, пеней, не уплаченных в срок, установленный ТК ЕАЭС и законодательством о таможенном регулировании в Республике Беларусь.
В уведомлении таможенный орган указывает срок, до истечения которого обязанность по уплате таможенных и иных платежей должна быть исполнена. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган принимает меры по взысканию не уплаченных платежей в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС.
Необходимо отметить, что принятие мер по принудительному взысканию таможенных и иных платежей является одной из функций, которые в пределах своей компетенции выполняют таможенные органы (подп. 2 п. 2 ст. 351 ТК ЕАЭС).
Важно знать, что согласно п. 2 ст. 77 ТК ЕАЭС меры по взысканию специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются в том же порядке, что и при взыскании таможенных пошлин, налогов. С учетом этого п. 4 приложения 1 к Указу № 490 содержит нормы о том, что взыскание специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством о таможенном регулировании для взыскания таможенных платежей, процентов, пеней.
Поэтому положения Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон), касающиеся особенностей взыскания таможенных платежей, применяются при взыскании специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Пунктом 3 ст. 119 Закона установлено, что меры по взысканию таможенных платежей применяются по истечении десяти рабочих дней со дня получения плательщиком решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки. В случае если решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки не получены плательщиком по независящим от таможенного органа причинам, меры по взысканию указанных таможенных платежей применяются по истечении двух рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о неполучении плательщиком решения.
Следует отметить особенности взыскания таможенных и иных платежей с таможенного представителя. Такое взыскание производится в случае неисполнения плательщиком решения таможенного органа о взыскании в бесспорном порядке таможенных платежей с плательщика за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, в течение одного месяца со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией такого решения (п. 5 ст. 119 Закона).
К мерам по взысканию таможенных и иных платежей относится взыскание таких платежей за счет денежных средств и (или) иного имущества плательщика, в т.ч. за счет сумм таможенных и иных платежей, подлежащих возврату, и (или) сумм авансовых платежей. Взыскание может быть произведено за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора (п. 2 ст. 68 ТК ЕАЭС).
Нормы подп. 1.1 п. 1 Указа № 490 корреспондируются с нормами подп. 5.4 п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», которым определено, что взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет и при представлении субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями;
1) обязанность по уплате таможенных и иных платежей прекратилась в связи с их уплатой либо в связи с иными обстоятельствами, предусмотренными п. 2 ст. 54 ТК ЕАЭС либо п. 2 ст. 72 ТК ЕАЭС;
2) обязанность по уплате таможенных и иных платежей прекратилась в связи с применением мер по их взысканию;
3) суммы таможенных и иных платежей, взыскание которых оказалось невозможным, в соответствии с национальным законодательством государств-членов ЕАЭС признаны безнадежными к взысканию.
В Республике Беларусь признание задолженности по налогам, сборам (пошлинам) безнадежным долгом и ее списание производится в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания».