Рабочее время и время отдыха

Каким образом командированный сотрудник должен подтвердить дату прибытия, убытия, если в этом случае отметка в паспорте о пересечении границы не проставляется?

День пересечения границы определяется в соответствии с Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» (далее – Положение № 176).

Нормами Положения № 176 для целей расчета командировочных определены день отъезда и день прибытия.

 Согласно п. 23 Положения № 176 днем отъезда (выбытия) из Республики Беларусь считается день отправления (выезда) пассажирского транспорта, которым работник направлен в командировку из Республики Беларусь, а днем прибытия в Республику Беларусь – день приезда указанного транспорта в Республику Беларусь согласно проездным документам (билетам). При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда (выбытия) считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее – последующие сутки. 

Для работников, направленных в командировку автомобильным транспортом, днем отъезда (выбытия) из Республики Беларусь и днем прибытия в Республику Беларусь считаются дни пересечения Государственной границы Республики Беларусь (далее – граница Республики Беларусь). День пересечения границ государств, в т.ч. границы Республики Беларусь, определяется по отметке в документе для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь. 

На основании п. 26 этого же положения  при следовании командированных работников на автомобильном транспорте в государства, где при пересечении границы отметка в документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь не вносится, основанием для возмещения расходов являются документы, подтверждающие оказанные услуги по маршруту следования, данные систем слежения за транспортным средством (спутникового мониторинга), автоматических систем оплаты дорог, сопроводительные и иные документы в соответствии с законодательством.

Аналогичные нормы для командированных водителей определены в п. 42 этого же положения.

 

С учетом того, что конкретные документы или их перечень в вышеуказанном положении не поименованы, а в части ситуации, указанной в вопросе, положение не содержит каких-либо специальных норм регулирования, за исключением случая с дипломатическими работниками (ч. 2 п. 29 Положения № 176), в данном случае следует применять аналогию закона или права.

 

Так, например, п. 9 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 25 июля 2014 г. № 70, определено следующее:

«Время пребывания на территории иностранных государств определяется по отметке в документе для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь. Если при пересечении границы отметка в документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь не вносится, день пересечения границы определяется по документам на проезд с учетом расписания движения пассажирского транспорта.

При следовании работников на автомобильном транспорте в государства, где при пересечении границы отметка в документы для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь не вносится, подтверждением для определения времени пребывания на территории иностранных государств является путевой лист с отметками о дате прибытия и выбытия из места пребывания и иные документы».

 

Таким образом, при следовании пассажирским (общественным) транспортом международного следования или авиаперелетом подтверждающим документом будет являться билет (копия), отрывной талон и пр. с приложением расписания движения или иные данные, полученные из официальных источников пассажирского перевозчика. Также могут быть дополнительно предъявлены любые иные документы, которые будут получены командированным лицом по маршруту следования (чеки, пунктов питания, магазинов и т.д.). Данные о времени пересечения пассажирским транспортом границы, а также прохождения границы при авиаперелетах можно также получить в соответствующих организациях-перевозчиках, при необходимости сделав к ним официальный запрос в соответствии с Законом «Об обращении граждан». 

 

При следовании на транспорте организации-нанимателя таким документом будет являться путевой лист. В данном случае с учетом проставления времени и даты убытия и прибытия, средней скорости движения и расстояния можно сделать приблизительный расчет времени пересечения границы, т.е. в случае полного отсутствия подтверждающих документов дата пересечения границы может быть определена расчетным путем исходя из расстояния поездки и скорости движения автомобиля согласно его техническим характеристикам.

Также дополнительными подтверждающими документами могут быть все дополнительные документы, полученные командированным лицом по маршруту следования, а также любые данные систем слежения за транспортным средством (спутникового мониторинга), автоматических систем оплаты дорог  пр. Из практики при командировании на автомобиле организации или на собственном автомобиле, когда затруднительно установить конкретное время пересечения границы, рекомендуется командированным лицам оставлять и предъявлять чеки (иные документы), подтверждающие оказанные услуги по маршруту следования, особенно вблизи или в самих пунктах прохождения таможенного и/или пограничного контроля, на которых четко видны дата и время оказания услуги. Для водителей, перевозящих грузы, это будут сопроводительные документы к грузу с отметками о разгрузке, загрузке, отметками таможни и т.д.