28 Авг Пропавшие деньги при валютном переводе: сложности с белорусским и польским банками
В апреле 2022 г. через белорусский банк был осуществлен валютный перевод денежных средств на счет физического лица в польском банке. Белорусский банк оформил перевод через банк-корреспондент, где деньги были заморожены, и на счет физического лица до сих пор не поступили. На заявление о возврате денег белорусский банк поясняет, что условия договора он выполнил, и рекомендует напрямую обращаться в банк-корреспондент. Но банк-корреспондент отвечает, что мы не являемся их клиентом, они не могут предоставить какой-либо информации и рекомендуют обращаться в банк-отправитель.
Как поступить в данной ситуации, чтобы возвратить деньги? И несет ли белорусский банк ответственность (и какую) в такой ситуации?
В соответствии со ст. 234 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – БК) в случае, когда в силу особенностей расчетов в безналичной форме либо в силу иных причин банк, в который обратился клиент, не может полностью осуществить платеж, этот банк вправе переадресовать частичное исполнение платежных инструкций клиента другому банку (банку-корреспонденту). Клиент вправе по согласованию с обслуживающим банком определить банк-корреспондент для исполнения платежных инструкций либо предоставить право выбора банка-корреспондента самому обслуживающему банку. Банк несет ответственность за убытки, причиненные клиенту в результате неисполнения его поручения о выборе банка-корреспондента.
Под исполнением банком-отправителем платежного поручения понимается выдача платежного поручения банку-получателю с одновременным предоставлением ему денежных средств, необходимых для исполнения этого платежного поручения (ст. 240 БК).
Ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций установлена в ст. 237 БК. Так, под ненадлежащим исполнением банком-отправителем платежных инструкций клиента (взыскателя) понимаются:
несвоевременное списание денежных средств со счета плательщика;
списание денежных средств в сумме, не соответствующей сумме, указанной в платежных инструкциях клиента (взыскателя);
выдача в целях исполнения платежных инструкций клиента (взыскателя), банка-корреспондента платежного поручения, не соответствующего платежным инструкциям клиента (взыскателя), банка-корреспондента, повлекшая перевод (зачисление) денежных средств в пользу ненадлежащего бенефициара, банка-корреспондента;
иные случаи исполнения платежных инструкций в порядке, не соответствующем законодательству Республики Беларусь или договору.
В данной ситуации для того, чтобы точно ответить на поставленные вопросы, необходимо анализировать заключенный договор с банком (текущего (расчетного) банковского счета, РКО, комплексного банковского обслуживания и т.п.). Исходя из банковской практики, банки прописывают, что они не несут ответственность за заморозку, блокировку, иные действия, совершаемые банками-корреспондентами в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования оружия массового поражения. При наличии подобных оговорок в договоре банк-отправитель будет считаться исполнившим свои обязательства с даты списания денежных средств со счета клиента и передачи платежной инструкции с необходимыми денежными средствами банку-корреспонденту. В таком случае белорусский банк-отправитель привлечь к ответственности нельзя. Самый быстрый и оптимальный вариант: клиенту необходимо обращаться в белорусский банк-отправитель для уточнения статуса платежа, его поиска и дальнейшего прохождения денежных средств (это могут быть телефонные звонки, переговоры, SWIFT-запросы и т.п.; это могут быть платные услуги).
Денис САФАРЕВИЧ, юрист