Отдельные вопросы взыскания таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

Отдельные вопросы взыскания таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

В целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач они в пределах своей компетенции взимают таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, а также принимают меры по их принудительному взысканию.

Вопросы взыскания таможенных пошлин, налогов регулируются главой 11 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – Кодекс), а особенности взыскания специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин – ст. 77 Кодекса.

При взыскании специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются положения главы 11 Кодекса, касающиеся взыскания ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 7 Кодекса. Поэтому в данной статье в отношении норм, установленных как для таможенных пошлин, налогов, так и для специальных, антидемпинговых, компенсационных пошли, будет использовано такое понятие, как «платежи, взимаемые таможенными органами».

Взысканию платежей, взимаемых таможенными органами, предшествует направление плательщику уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. В соответствии с частью первой п. 3 ст. 55 Кодекса уведомление направляется одновременно как плательщику, так и лицам, которые в соответствии с Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таких платежей, или в случаях, установленных национальным государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), субсидиарную обязанность по уплате указанных платежей. Указанное уведомление направляется в адрес плательщика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами. Таможенные органы Республики Беларусь в качестве уведомления используют решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки.

В уведомлении о неуплаченных в установленный срок суммах платежей, взимаемых таможенными органами, указывается срок, в течение которого плательщик должен исполнить обязанность по уплате платежей, взимаемых таможенными органами. В Республике Беларусь данный срок составляет 10 рабочих дней со дня получения плательщиком решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки (п. 3 ст. 119 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами, в срок, указанный в уведомлении, таможенные органы принимают меры по их взысканию (п. 1 ст. 68 Кодекса и п. 1 ст. 77 Кодекса). В случае если решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решение по акту таможенной проверки не получены плательщиком по не зависящим от таможенного органа причинам, меры по взысканию указанных таможенных платежей применяются по истечении двух рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о неполучении плательщиком решения.

К мерам по взысканию платежей, взимаемых таможенными органами, относится взыскание таких платежей за счет:

1) денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в т.ч. за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии Кодексом;

2) сумм авансовых платежей;

3) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

4) обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

5) обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;

6) обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора.

Кодекс предоставляет компетенцию на определение в законодательстве государств – членов ЕАЭС:

1) такой меры по взысканию платежей, взимаемых таможенными органами, как обращение взыскания на товары, в отношении которых данные платежи не уплачены. Обращение взыскания на товары, в отношении которых платежи, взимаемые таможенными органами, не уплачены, прекращает обязанность по уплате таких платежей (п. 3 ст. 68 Кодекса и п. 3 ст. 77 Кодекса);

2) иных мер по взысканию платежей, взимаемых таможенными органами.

При взыскании неуплаченных таможенных платежей таможенные органы принимают меры принудительного исполнения налогового обязательства и взыскания пеней, определенные главой 6 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Пунктом 4 ст. 68 Кодекса и п. 4 ст. 77 Кодекса определены случаи, когда меры по взысканию платежей, взимаемых таможенными органами, не принимаются, если:

1) срок взыскания неуплаченных платежей, установленный законодательством государства – члена ЕАЭС, таможенным органом которого осуществляется взыскание, истек;

2) обязанность по уплате платежей прекратилась в связи с их уплатой либо в связи с иными обстоятельствами, предусмотренными п. 2 ст. 54 Кодекса или п. 2 ст. 72 Кодекса;

3) обязанность по уплате платежей прекратилась в связи с применением мер по их взысканию, установленных п. 3 ст. 68 Кодекса и п. 3 ст. 77 Кодекса;

4) суммы платежей, взыскание которых оказалось невозможным, в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, таможенный орган которого осуществлял взыскание этих сумм, признаны безнадежными к взысканию;

5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией в отношении ввозных таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

6) иные случаи, устанавливаемые законодательством государств – членов ЕАЭС в отношении вывозных таможенных пошлин, налогов. Пунктом 5 ст. 68 Кодекса определен дополнительный случай, когда таможенными органами не принимаются меры по взысканию таможенных пошлин, налогов.

Так, меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в отношении товаров, которые изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса), в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с Кодексом, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей до принятия решения о возврате таких товаров.

При этом меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются только в течение срока, который заканчивается размещением таких товаров на временное хранение или их помещения под одну из таможенных процедур, а начинается со дня вступления в силу одного из решений:

1) решения суда или иного уполномоченного органа (должностного лица) об освобождении от уголовной либо административной ответственности;

2) решения уполномоченного органа (должностного лица) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) решения суда или уполномоченного органа (должностного лица) о прекращении уголовного дела либо дела об административном правонарушении;

4) обвинительного (оправдательного) приговора суда;

5) решения суда или уполномоченного органа (должностного лица) о привлечении к административной ответственности;

6) решения суда об отмене решения о конфискации товаров либо о замене наказания (взыскания) в виде конфискации иным видом наказания (взыскания).

Порядок признания задолженности безнадежным долгом и ее списания в Республике Беларусь определен Положением о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания».

 

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения
налогового обязательства

Без комментариев

Оставить комментарий