ОБ ОТМЕНЕ ПРОТОКОЛА ОБЩЕГО СОБРАНИЯ УЧАСТНИКОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА

Каким образом можно отменить или оспорить протокол общего собрания участников хозяйственного общества?

В правовом регулировании деятельности различных хозяйственных обществ высшим органом управления является общее собрание участников. Общее собрание состоит из участников хозяйственного общества. Если хозяйственное общество состоит из одного участника, то полномочия общего собрания несет этот участник.

Помимо общего собрания участников в хозяйственном обществе образуются наблюдательный совет и исполнительный коллегиальный орган, а также для обеспечения деятельности общества в нем действуют ревизионная комиссия и иные органы управления.

Деятельность любого хозяйственного общества также состоит из заседаний органов управления. Заседания органов управления имеют свою периодичность и повестку дня. Повестка дня состоит из перечня вопросов, выносимых для рассмотрения и принятия решений, входящих в компетенцию данного органа управления. Кроме этого, лица, ответственные за проведение заседаний органов управления, осуществляют подготовку заседаний, формируют повестку дня, оповещение участников, а также ведут протоколы заседаний, отражающих ход событий и принятие решений.

Следовательно, протокол, конкретизирующий события о ходе заседания органа управления общества, является юридически значимым документом.

Наиболее часто встречаемым документом выступает протокол общего собрания участников хозяйственного общества.

Протокол собрания – это официальная юридическая запись, в которой зафиксированы события общего собрания согласно повестке дня, а также принятые по ней решения.

В соответствии со ст. 47 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах» по результатам проведения общего собрания участников хозяйственного общества не позднее пяти дней после даты его окончания составляется протокол общего собрания участников хозяйственного общества.

Несмотря на то что вышеназванная статья не дает должного представления о процедуре составления протокола, дополнительных требований к его форме, а также ответственности за допущенные ошибки при его составлении, можно изложить позицию относительно отмены протокола в связи с неверными данными.

В понятийном аспекте ошибки в протоколе можно классифицировать на существенные, т.е. порождающие негативные последствия (например, неправильный подсчет голосов при определении кворума ведет к неправомерности принятого решения) и несущественные – не порождающие негативные последствия (например, описка, счетная ошибка). Так, в протоколах об административных нарушениях допущенные ошибки исправляются без отмены самого протокола.

Отмену протокола можно рассмотреть с точки зрения формальной логики и с точки зрения действия норм Уголовного кодекса Республики Беларусь. С точки зрения формальной логики, протокол, составленный с существенной ошибкой (неправильный подсчет голосов, в результате чего не было кворума), следует отменить и назначить внеочередное общее собрание участников ООО с использованием заочного голосования (опросным путем), с указанием о том, что протокол отменен и на повестку дня вынесены одноименные вопросы, содержащиеся в отмененном протоколе.

С точки зрения действия норм Уголовного кодекса Республики Беларусь, переподписание протокола без его отмены чревато применением ст. 380 и 427 Уголовного кодекса Республики Беларусь, согласно которым такое переподписание может квалифицироваться как подлог документов.

На основании изложенного наиболее верным представляются отмена протокола общего собрания участников ООО ввиду существенности допущенной ошибки и проведение внеочередного общего собрания участников хозяйственного общества.

 

Александр ВАСИЛЕНКО, юрист