Новые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта

Автор
Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист

Постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.12.2022 № 78/104 определены новые Правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта (далее – Правила № 78/104).

Правила № 78/104 вступили в силу с 18 марта 2023 г.

Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, признаны утратившими силу (далее – Правила № 180/128).

Рассмотрим основные нововведения.

  1. Структура Правил № 78/104 не изменилась, и, как и ранее действовавшие Правила № 180/128, они состоят из 6 глав.

При этом положения Правил № 78/104 более существенно детализированы и состоят из 241 пункта (ранее действовавшие Правила № 180/128 включали в себя 212 пунктов).

 

  1. Согласно п. 1 Правил № 78/104 не устанавливаются требования по охране труда при эксплуатации коммуникаций автомобильного и городского электрического транспорта (дороги, терминалы и иные сооружения, используемые при выполнении автомобильных перевозок, а также линии городского электрического транспорта, включающие рельсовые пути, контактные сети, иные сооружения и устройства, имеющие наземное (надземное) расположение и используемые при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом).

 

  1. Детализированы некоторые термины и их определения, используемые в новых Правилах, а также приведены новые.

В соответствии с п. 2 Правил № 78/104 термин «городской электрический транспорт» включает в себя в т.ч. троллейбусы с автономным ходом (ранее – только трамваи, троллейбусы).

Введены новые термины и их определения:

опасная зона – пространство, в котором на работающих, эксплуатирующих автомобильный транспорт и городской электротранспорт (далее – работающие), воздействуют опасности, исходящие от транспортных средств;

ток утечки – электрический ток, протекающий в землю или на открытые, сторонние проводящие части и защитные проводники при нормальных условиях;

троллейбус с автономным ходом – троллейбус, имеющий установку определенного типа накопителей энергии (аккумуляторов или суперконденсаторов), с помощью которых он определенное расстояние может проезжать без подключения к контактной сети.

 

  1. Пунктом 4 Правил № 78/104 предусмотрено, что при эксплуатации транспортных средств должны соблюдаться в т.ч. требования технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, локальных правовых актов, технической документации, эксплуатационных документов организаций-изготовителей.

 

  1. Установлено, какие требования обязан обеспечить работодатель для создания здоровых и безопасных условий труда работающих:

наличие соответствующей группы по электробезопасности у работников, занятых эксплуатацией городского электротранспорта;

проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей автомобилей, троллейбусов, трамваев (далее, если не указано иное, – водители), контроля их состояния на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

соблюдение требований, установленных п. 242 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972, п. 327 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (п. 6 Правил № 78/104).

 

  1. В п. 8 Правил № 78/104 перечислены вредные и (или) опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работающих при эксплуатации транспортных средств.

При эксплуатации транспортных средств на работающих возможно воздействие следующих вредных и (или) опасных производственных факторов:

  • движущиеся транспортные средства и другие машины и механизмы, подвижные части оборудования;
  • падающие предметы, инструмент;
  • разрушение конструкций грузоподъемных механизмов, применяемых для подъема транспортных средств;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенные уровни шума и вибрации на рабочих местах;
  • повышенная влажность воздуха;
  • повышенные уровни статического электричества;
  • повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
  • токсичные и раздражающие химические вещества, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки;
  • физические перегрузки;
  • иные вредные и (или) опасные производственные факторы.

 

  1. В Правилах № 78/104 отсутствуют требования о:

1) проведении с водителем автомобиля целевого инструктажа по охране труда при направлении его в рейс продолжительностью более одних суток;

2) назначении ответственного лица за организацию охраны труда при направлении в рейс группы водителей на двух и более автомобилях на срок более двух суток работодателем из числа водителей автомобилей.

 

  1. Установлен перечень дефектов, при наличии которых не допускается эксплуатация троллейбусов.

К эксплуатации не допускаются троллейбусы, имеющие:

  • дефекты токоприемников, вызывающие сход токоприемных головок с контактных проводов;
  • наличие трещин, погнутостей и сквозных прожогов на штангах;
  • заедание в шарнирах токоприемников при перемещении штанг в горизонтальной или вертикальной плоскости;
  • неисправность головок токоприемников;
  • неисправность приспособлений, предохраняющих от падения головки токоприемника при срыве со штанги, если это предусмотрено конструкцией;
  • неисправность или неправильное регулирование системы ограничения подъема и опускания штанг;
  • дефекты колец и изоляторов;
  • повреждение или отсутствие на крыше дорожки из электроизоляционного материала;
  • установку нестандартных контактных вставок;
  • неисправность штангоуловителей при их наличии;
  • нарушение работы тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи;
  • отсутствие пломбирования ограничительных аппаратов защиты;
  • неработоспособность контрольно-измерительных приборов электрического оборудования;
  • заедание пусковой педали (п. 19 Правил № 78/104).

 

  1. Пунктом 21 Правил № 78/104 установлен запрет запуска двигателя транспортного средства путем его буксировки другим транспортным средством.

 

  1. Установлено требование об оборудовании помещения поста мойки транспортного средства системой вентиляции и устройствами очистки для повторного использования сточных вод (п. 48 Правил № 78/104).

 

  1. Установлены особенные требования к уборке в электробусах и троллейбусах.

В электробусах и троллейбусах с автономным ходом запрещается:

  • мыть пол поливом из шланга;
  • пользоваться скребками при очистке наружной поверхности кузова от грязи или льда;
  • чистить сильфон и узел сочленения струей высокого давления (п. 54 Правил № 78/104).

 

  1. Установлены обязанности нанимателя по соблюдению режима труда и отдыха водителей.

Согласно п. 69 Правил № 78/104 при работе на транспортных средствах работодатель должен обеспечить требуемый режим труда и отдыха водителей в соответствии с:

  1. Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 82;
  2. Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 октября 2014 г. № 35.

 

  1. Уменьшено количество действий, которые не допускаются при работе на транспортных средствах.

При работе на транспортных средствах не допускается:

подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения и колесоотбойного бруса;

перемещать транспортное средство с поднятым кузовом (за исключением выполнения работ по разгрузке);

подогревать двигатель транспортного средства открытым пламенем;

использовать в кабине транспортного средства не предусмотренные конструкцией средства для обогрева (п. 75 Правил № 78/104).

 

  1. Перечислены действия, которые не допускается совершать во время стоянки транспортных средств.

Во время стоянки транспортных средств водителям и другим работающим не допускается:

  • отдыхать в кабине, салоне или закрытом кузове транспортного средства при работающем двигателе;
  • использовать паяльные лампы или газовые плиты для обогрева кабины или салона, разогрева и приготовления пищи в кабине или салоне автомобиля (п. 76 Правил № 78/104).
  • Для обогрева кабины или салона автомобиля при ночлеге необходимо использовать установленный на автомобиль отопительный прибор, предназначенный для этой цели.
  • Допускается устраивать продолжительный отдых либо ночлег в кабине или салоне автомобиля, оборудованного организацией-изготовителем специальным спальным местом, при условии соблюдения требований, изложенных в частях первой и второй п. 76 Правил № 78/104.

 

  1. Установлены требования по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, требований по обеспечению пожарной безопасности, при ремонте и техническом обслуживании транспортных средств.

Согласно п. 112 Правил № 78/104 при выполнении работ по ТОиР транспортных средств должны соблюдаться требования:

  1. пунктов 69, 70, 72-78 общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7;
  2. пунктов 37-39, 43 и 44 специфических требований по обеспечению пожарной безопасности взрывоопасных и пожароопасных производств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2019 г. № 779;
  3. технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, Правил № 78/104; эксплуатационных документов.

 

  1. Установлен перечень действий, которые не допускается выполнять при хранении автомобильного транспорта на площадках.

При хранении автомобильного транспорта на площадках не допускается:

  • устанавливать транспортные средства в количестве, превышающем план расстановки автомобильных транспортных средств, уменьшать установленное расстояние между автомобильным транспортом;
  • загромождать въездные ворота огороженных площадок, проезды и проходы;
  • производить ремонтные работы на транспортных средствах, за исключением мелких технических неисправностей (неполадок);
  • оставлять транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при обнаружении у них утечки топлива и масла;
  • заправлять автомобильные транспортные средства топливом и сливать топливо из них;
  • подзаряжать аккумуляторы транспортных средств (п. 240 Правил № 78/104).