Медосмотр работников

Имеется ли специфика прохождения медосмотров для водителей, работающих в сфере грузоперевозок?

Специфика обусловлена возможным воздействием большого количества вредных и (или) опасных производственных факторов.

Типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2003 № 130 (далее – Типовая инструкция № 130).

Согласно п. 4 Типовой инструкции № 130 в процессе работы на водителя возможно воздействие следующих вредных и (или) опасных производственных факторов:

– повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

– повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

– вредные вещества (антифриз и другие), с которыми водитель находится в контакте при эксплуатации автомобиля;

– повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

– недостаточная освещенность рабочей зоны;

– эмоциональные перегрузки, монотонность труда;

– движущиеся транспортные средства, перевозимые грузы;

– стесненные условия работы при ремонте, регулировке узлов и систем автомобиля;

– опасные зоны (вблизи котлованов, траншей, мест, над которыми происходит перемещение грузов, и др.);

– возможность возникновения пожара как при движении автомобиля, так и при его ремонте в связи с использованием в качестве топлива легковоспламеняющихся жидкостей.

Нанимателю необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и определить класс условий труда. На основании наличия вредных и (или) опасных производственных факторов направить водителя на предварительный медосмотр и определить периодичность прохождения периодических медосмотров.  

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74).

Схема проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов приведена в приложении 1 к Инструкции № 74.

К таким факторам, например, отнесены:

– локальная вибрация, превышающая предельно допустимый уровень (подп. 4.3.1 п. 4);

– производственный шум (при эквивалентном уровне звука за рабочую смену выше 80 дБА) (подп. 4.4 п. 4);

– пониженная температура воздуха: при температуре воздуха в помещении ниже допустимого значения на 8°С и более (подп. 4.7 п. 4);

– и др. 

 

Необходимо ли направлять на предварительный медицинский осмотр соискателя работы сторожа, если для такой профессии рабочего в организации отсутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы? 

Да, кандидата на работу сторожем необходимо направить на предварительный медицинский осмотр. 

Согласно п. 6 части первой ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья, если ее предъявление предусмотрено законодательными актами.

Порядок проведения предварительных медицинских осмотров установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74). 

Организационные и правовые основы охранной деятельности установлены Законом Республики Беларусь от 08.11.2006 № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об охранной деятельности).

Согласно части второй ст. 24 Закона об охранной деятельности к работникам охраны относятся работники, в обязанности которых входит непосредственное осуществление охраны объектов, физических лиц.

Работники охраны допускаются к выполнению обязанностей только после прохождения ими медицинского осмотра в порядке, установленном законодательством (ч. 3 ст. 24 Закона об охранной деятельности). 

В соответствии с п. 4 Инструкции № 74 обязательные и (или) внеочередные медосмотры работающих проводятся в т.ч. при выполнении работ, где есть необходимость в профессиональном отборе, по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе, согласно приложению 3 к Инструкции № 74. 

Согласно п. 11 приложения 3 к Инструкции № 74 к таким работам относится работа в организациях, не обладающих правом создания военизированной охраны, в т.ч. выполнение работ по профессии сторожа. 

 

Организация не занимается транспортными перевозками. В штате есть несколько водителей автомобилей (для служебных поездок руководства и работников). Аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась. 

Должны ли водители в соответствии с выполняемой работой направляться на предварительный и периодический медосмотр? 

Да, должны. 

 

Применяются ли сроки продления действия справок по отношению к медицинским справкам о годности к управлению транспортным средством? Каким пунктом перечня руководствоваться? Можно ли их рассматривать как справки о состоянии здоровья?

Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Межотраслевые правила № 180/128).

Согласно п. 5 Межотраслевых правил № 180/128 для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья.

В соответствии с п. 30 приложения 3 к Инструкции о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74, на обязательные предварительные и периодические медосмотры должны направляться работники, выполняющие работы на всех видах транспорта, связанные с непосредственным обслуживанием пассажиров.

Пассажир – непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства (подп. 2.44 п. 2 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551.

Сроки продления применяются. 

Срок действия медицинской справки о годности к управлению транспортным средством установлен Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Указ № 200).

Указом № 200 утвержден Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (далее – Перечень № 200). 

Порядок выдачи медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, приводится в п. 7.6 Перечня. 

Согласно п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.11.2020 № 442 «О продлении срока действия документов» (далее – Указ № 442), срок действия справок и других документов, выданных заинтересованным лицам, в т.ч. при осуществлении административных процедур, продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г.

Перечни справок и документов, срок действия которых продлевается согласно п. 1 Указа № 442, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2020 № 687 «О документах, срок действия по которым продлевается» (далее – постановление № 687). 

Перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан, срок действия выданных справок или других документов по которым продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г. включительно (далее – Перечень 1), приводится в приложении 1 к постановлению № 687.

Согласно п. 38 Перечня 1 к документам, срок действия которых продлевается, относится медицинская справка о состоянии здоровья (п. 7.6 Перечня № 200).

Медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством нельзя рассматривать как справку о состоянии здоровья. Справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) работающего по состоянию его здоровья к работам, где есть необходимость в профессиональном отборе и справка, подтверждающая годность к управлению механическими транспортными средствами, – это два разных документа.

 

В организации составляется список работников, которых необходимо направить на периодический медицинский осмотр.

Необходимо ли включать в этот список работников, которые приняты на работу месяц или два назад? 

Зависит от срока действия медицинской справки, которую работник предоставил при трудоустройстве. 

Порядок проведения предварительных и периодических обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и (или) на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74). 

Согласно п. 22 Инструкции № 74 для проведения обязательных периодических медосмотров работников наниматель ежегодно составляет список профессий (должностей). 

Периодичность прохождения работниками периодических медосмотров установлена п. 28 Инструкции № 74. 

Необходимо учитывать срок действия медицинской справки, которую работник представил нанимателю при трудоустройстве.

В соответствии с п. 21 Инструкции № 74 по результатам предварительных медосмотров работающих выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) работающего к работе.  

Срок действия медицинской справки о состоянии здоровья установлен Перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее – Перечень № 200).

Согласно п. 7.6 Перечня № 200 максимальный срок действия медицинской справки о состоянии здоровья составляет до 1 года. 

Если работник был принят на работу месяц или два назад и при трудоустройстве представил медицинскую справку о состоянии здоровья со сроком действия 1 год, его необходимо включать в список работников для прохождения периодического медосмотра в следующем году. 

При этом не имеет значения периодичность прохождения работниками периодических медосмотров, установленная п. 28 Инструкции № 74.  

Справочно

Указом Президента Республики Беларусь от 16.09.2020 № 345 в Перечень № 200 внесены изменения, согласно которым с 01.01.2021 срок действия медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность (негодность) работающего по состоянию его здоровья к работам с вредными и (или) опасными условиями труда и (или) на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе, будет составлять до 3 лет. 

 

При составлении списка работников для прохождения периодических медосмотров в следующем году также необходимо учитывать постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2020 № 687 «О документах, срок действия по которым продлевается» (далее – постановление № 687). 

Постановлением № 687 установлен Перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан, срок действия выданных справок или других документов по которым продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г. включительно (далее – Перечень).

Согласно п. 38 Перечня к таким административным процедурам относится выдача медицинской справки о состоянии здоровья.

 

Имеются ли в настоящее время основания для непрохождения периодического медосмотра ввиду распространения COVID-19?

Да, такие основания имеются.

Согласно п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.11.2020 № 442 «О продлении срока действия документов» (далее – Указ № 442) срок действия справок и других документов, выданных заинтересованным лицам, в т.ч. при осуществлении административных процедур, продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г.

Перечни справок и документов, срок действия которых продлевается согласно п. 1 Указа № 442, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2020 № 687 «О документах, срок действия по которым продлевается» (далее – постановление № 687).    

Порядок проведения предварительных и периодических обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и (или) на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74).

Согласно п. 21 Инструкции № 74 по результатам предварительных медосмотров работающих, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность (негодность) работающего к работе.

Перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан, срок действия выданных справок или других документов по которым продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г. включительно (далее – Перечень 1), приводится в приложении 1 к постановлению № 687.

Согласно п. 38 Перечня 1 к документам, срок действия которых продлевается, относится медицинская справка о состоянии здоровья. 

В соответствии с п. 31 Инструкции № 74 по результатам периодических медосмотров работающих организацией здравоохранения составляется акт периодического медосмотра. 

Перечень документов, выданных физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, иных решений, срок действия которых продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких документов, иных решений истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г. включительно (далее – Перечень 3), приводится в приложении 3 к постановлению № 687. 

Согласно п. 11 Перечня 3 к таким документам относится акт обязательного периодического медицинского осмотра.

Если срок действия медицинской справки о состоянии здоровья по результатам медицинского осмотра или акта обязательного периодического осмотра истек (истекает) в период с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г., срок действия таких документов продлевается на шесть месяцев. 

 

В организации необходимо выполнить работы по уборке крыши производственного здания. 

Будет ли являться работа на крыше здания выполнением работы на высоте? Необходимо ли работнику проходить медосмотр для выполнения работ на высоте?

Ответственное лицо проводит целевой инструктаж и оформляет наряд-допуск?

Если на крыше нет специального ограждения, то такая работа будет относиться к работам на высоте. У работника должны отсутствовать противопоказания для выполнения работ на высоте. Необходимо оформить наряд-допуск и провести целевой инструктаж по охране труда. 

Единый порядок организации и проведения работ на высоте установлен Правилами охраны труда при работе на высоте, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила № 52). 

Согласно п. 1 Правил № 52 работы на высоте – работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более. 

Если на крыше нет специального защитного ограждения, то работы по уборке крыши производственного здания будут относится к работам на высоте. 

В медицинской справке о состоянии здоровья работника не должно быть противопоказаний для выполнения работ на высоте. 

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74).

В соответствии с п. 1 Схемы проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе (приложение 3 к Инструкции № 74), к таким работам относятся работы на высоте. 

Работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных, технических мероприятий и контроля за их выполнением, выполняются по наряду-допуску (документам), предусмотренному (предусмотренным) законодательством (ч. 3 ст. 36 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»). 

В организации исходя из особенностей производства составляются перечень работ с повышенной опасностью и перечень работ, выполняемых по наряду-допуску.

Типовой перечень работ с повышенной опасностью (далее – Типовой перечень) приводится в приложении 7 к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – постановление № 175).

Согласно п. 58 Типового перечня к работам с повышенной опасностью относятся работы на высоте.

Работы с повышенной опасностью выполняются по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности и требуют осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством (п. 18 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70). 

При выполнении работ по уборке крыши производственного здания необходимо также руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при техническом обслуживании и ремонте зданий и сооружений, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2011 № 141 (далее – Межотраслевые правила № 141). 

В соответствии с требованиями п. 28-30 Межотраслевых правил № 141 техническое обслуживание кровель и устройств на них следует производить под руководством лица, ответственного за безопасное проведение этих работ.

Выполнение работ на крыше зданий должно производиться по наряду-допуску на производство работ повышенной опасности.

Осмотр, очистку кровель необходимо производить в сухую погоду с соблюдением требований безопасности. К осмотру и очистке кровель допускаются лица, допущенные к выполнению работ на высоте.  

Порядок прохождения работающими инструктажей по охране труда установлен главой 3 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением № 175 (далее – Инструкция № 175).

Согласно п. 29 Инструкции № 175 целевой инструктаж по охране труда проводят в т.ч. при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью. 

 

Наниматель хочет принять на работу человека водителем на опасные грузы на ставку и на 0,25 ставки контролером КПП.

Какую медкомиссию нужно проходить?

В данной ситуации соискатель должен представить:

1) медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую его годность к управлению механическим транспортным средством соответствующей категории. 

Требования к водителям, выполняющим внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов, установлены главой 37 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970).  

Согласно п. 336 Правил № 970 к выполнению внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов могут допускаться водители, имеющие медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую годность к управлению механическими транспортными средствами.

Требования к водителям механических транспортных средств, выполняющим перевозку опасных грузов, установлены Законом Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» (далее – Закон № 32-З). 

В соответствии со ст. 26 Закона № 32-З водители механических транспортных средств, выполняющие перевозки опасных грузов, должны проходить обязательное медицинское переосвидетельствование;

2) медицинскую справку о состоянии здоровья, подтверждающую годность работающего к работе по результатам предварительного медицинского осмотра (по направлению нанимателя). 

Порядок проведения предварительных и периодических обязательных медосмотров установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74). 

Водителя, перевозящего опасные грузы, необходимо направить на предварительный медосмотр по результатам комплексной гигиенической оценки условий труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, при наличии вредных и (или) опасных факторов производственной среды, определенных показателях тяжести и напряженности трудового процесса на конкретном рабочем месте.

Контролер на контрольно-пропускном пункте согласно характеристике работ, приведенной в выпуске 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33, является работником охраны организации. 

В приложении 3 к Инструкции № 74 приводится Схема проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе (далее – Схема № 3).

Соискателя на работу контролера контрольно-пропускного пункта необходимо направить на обязательный предварительный медосмотр:

– на основании п. 10 Схемы № 3, если он будет выполнять работы в военизированной охране;

– на основании п. 11 Схемы № 3, если он будет выполнять работы в организации, не обладающей правом создания военизированной охраны.

 

Надо ли отправлять на предварительный медосмотр работников аптек: провизоров, фармацевтов, провизоров-рецептаров, если аттестация рабочих мест не проводилась?

Да, необходимо. 

Согласно части второй ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» наниматель несет обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. 

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда установлен Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253. 

Порядок проведения оценки условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда определен Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35.

Постановлением № 23/243/104 утвержден Перечень категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу (далее – Перечень). 

Согласно п. 70 Перечня такие категории работников, как провизор, провизор-стажер, фармацевт, допускаются к работе только после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу. 

Пунктом 2 постановления № 23/243/104 установлено, что работники, профессии и должности которых указаны в Перечне, проходят профилактический наркологический осмотр при поступлении на работу в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников. 

Необходимо учитывать, что согласно части второй ст. 17 Закона об охране труда наниматель несет обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Должности служащих, занятых фармацевтической деятельностью, приводятся в разделе III выпуска 25 ЕКСД, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18.07.2012 № 80.  

В обязанности провизора входят в т.ч. организация и осуществление приготовления лекарств, концентрированных растворов и внутриаптечных заготовок.

В такой ситуации возможно провизора необходимо также направить на предварительный медосмотр согласно некоторым пунктам приложения 1 к Инструкции 74.

 

Численность организации – 70 человек. Аттестация рабочих мест не проводилась. 

Специалистов, которые весь день работают за компьютером,  надо отправлять на медицинский осмотр?

В настоящее время такая обязанность нанимателя не установлена.

Согласно Типовой инструкции по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.12.2013 № 130 (далее – Типовая инструкция), к выполнению работ с компьютером допускаются работающие, прошедшие в установленных законодательством случаях и порядке медосмотр, инструктаж по охране труда.

Пунктом 97 Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденных  постановлением Министерства здравоохранения от 28.06.2013 № 59, предусмотрено, что к непосредственной работе с компьютером допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

Работа на персональном компьютере не содержится в перечне работ, видов деятельности, для которых установлена необходимость в профессиональном отборе (приложение 3 к Инструкции № 74). Поэтому решение данного вопроса поставлено в зависимость от результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, аттестации рабочего места по условиям труда.

Согласно п. 2 Инструкции № 74 комплексная гигиеническая оценка условий труда – итоговая гигиеническая оценка параметров всех производственных факторов на рабочем месте с установлением класса вредности условий труда в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 211.

В процессе комплексной гигиенической оценки условий труда, аттестации рабочего места по условиям труда устанавливаются действующие на работающего вредные и (или) опасные производственные факторы, их величины и определяется класс условий труда.

 

Необходимо ли отправлять юрисконсульта на прохождение предварительного медицинского осмотра при приеме на работу, если характер работ не предусматривает вредных и (или) опасных факторов (класс опасности – 2)?

Нет такой необходимости. 

Согласно части первой ст. 27 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья проходят обязательные медицинские осмотры работающие:

– занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

– занятые на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ.

По результатам аттестации рабочего места по условиям труда условия труда 2-го класса относятся к допустимым условиям труда (п. 6-1 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35). 

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров установлен Инструкцией о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74).

Согласно требованиям Инструкции № 74 обязательные медицинские осмотры работающих проводятся при выполнении работ:

– во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров при работах во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению 1 к Инструкции № 74;

– где есть необходимость в профессиональном отборе по схеме проведения обязательных и (или) внеочередных медосмотров, где есть необходимость в профессиональном отборе, согласно приложению 3 к Инструкции № 74. 

Трудовые обязанности, выполняемые юрисконсультом, не относятся к работам, при выполнении которых, в соответствии с требованиями законодательства, его необходимо направить на предварительный медицинский осмотр.

 

Бульдозерист по договору подряда по окончании срока действия медицинской справки обратился в поликлинику для прохождения медосмотра. Ему отказали в связи с пандемией. Подтверждающих документов о сказанном не имеется. 

Правомерно ли его допускать к работе?

Да, допуск работника к работе является правомерным.

Согласно п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.11.2020 № 442 «О продлении срока действия документов» (далее – Указ № 442) срок действия справок и других документов, выданных заинтересованным лицам, в т.ч. при осуществлении административных процедур, продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г.

Перечни справок и документов, срок действия которых продлевается согласно п. 1 Указа № 442, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2020 № 687 «О документах, срок действия по которым продлевается» (далее – постановление № 687). 

Перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан, срок действия выданных справок или других документов по которым продлевается на шесть месяцев, если срок действия таких справок и других документов истек (истекает) с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г. включительно (далее – Перечень 1), приводится в приложении 1 к постановлению № 687.

Согласно п. 38 Перечня 1 к документам, срок действия которых продлевается, относится медицинская справка о состоянии здоровья. 

Если срок действия медицинской справки о состоянии здоровья по результатам медицинского осмотра или акта обязательного периодического осмотра истек (истекает) в период с 10 ноября 2020 г. по 10 мая 2021 г., срок действия таких документов продлевается на шесть месяцев.

При этом никаких дополнительных подтверждающих документов не требуется.