Ключевые тренды розничной торговли — догони и удержи покупателя

Продуктовые супермаркеты не останутся прежними, и виной этому не только пандемия, но и произошедшая череда негативных событий – клиентов становится меньше, увеличивается число краж и угроз в адрес сотрудников магазинов, торговые онлайн-площадки занимают ведущие позиции и первые места в рейтинге торговых объектов. Внес COVID-19 коррективы и в поведение и привычки самих клиентов розничных супермаркетов. Изучением изменений и корректировкой бизнес-модели розничной торговли занялась компания Sensormatic Solutions. Полученные данные представлены ниже.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ FMCG-РИТЕЙЛА
Рост спроса на услуги продуктовых розничных сетей прогнозируется на европейском рынке, существенный вклад в динамику роста внесут страны Центральной и Восточной Европы, что позволит Европе пополнить копилку мировой торговли на 16%.

Благодаря пандемии и повсеместным локдаунам отмечен стремительный рост числа онлайн-сервисов и торговых площадок, среди них и увеличение касс самообслуживания, доставка продуктов на парковки и скамейки в парках, бесконтактные доставки, улучшение сервисов для самовывоза и т.д. Особое внимание стали уделять грамотному мерчендайзингу, взаимодействию в триаде «ритейлер-работник-клиент», увеличению продуктового ассортимента, детальному анализу и контролю потребностей клиента.

Согласно прогнозам, к 2023 году продуктовые онлайн-магазины в Европе увеличат продажи не менее чем на 66%. Подтверждение тому статистика по Великобритании, где 69% розничных потребителей отдают предпочтение ежедневным онлайн-покупкам.

Уделить внимание стоит и данным, полученным в ходе исследования поведения потребителей Европейской комиссией в 2020 году, а именно тому, что 81% из них стал поддерживать покупками магазинчики вблизи дома, 67% сделали акцент на экологичности продуктов, невзирая на порой завышенную стоимость продуктов, 71% отдал предпочтение онлайн-шоппингу.

После многочисленных исследований и экспериментов ритейлеры все-таки приняли решение перейти к клиентоориентированной модели продаж, дисконт-продажам, нестандартным подходам. Говоря о трендах в розничной торговле, стоит отметить несколько интересных моментов.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ — НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Увеличение числа касс самообслуживания, естественно, с внедрением инноваций, позволяющих снизить количество краж (мониторы на уровне глаз покупателя, системы оповещения о ведущемся видеоконтроле, системы «антивор/ антикража»). Эксперты и производители в области автоматизированных систем сбора, обработки и анализа информации работают в тандеме над развитием и внедрением новых технологий в сфере безопасного проведения транзакций и снижения количества присваиваемых недобросовестными клиентами товаров. По полученным Британским консорциумом розничной торговли данным, убытки розничных магазинов в 2020 году в результате воровства в магазинах составили 770 млн фунтов стерлингов.

БЕЗОПАСНОСТЬ — ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ ПРОДАЖ
Ритейлерам стоит взять на заметку многочисленные исследования, в которых слово «безопасность» одинаково важно как для персонала магазина, так и для покупателя.

Персонал магазина сталкивается с физическим насилием со стороны покупателей, недовольных нехваткой продуктов первой необходимости и необходимостью носить маски и соблюдать дистанцию.

Поведение покупателей стало более агрессивным вследствие боязни заразиться коронавирусом при посещении магазинов и приобретении товаров.

Учитывая особенности поведения клиентов, ритейлеры могут, усилив безопасность каждой из сторон, повысить продажи. Например, четко следить за числом покупателей в магазине, наличием санитайзеров и обработкой рук посетителей при входе/выходе из магазина, тем самым сократив время на санитарную обработку товаров и финансовые вложения.

НОВЫЕ ЛОКАЦИИ ИЛИ СЕРВИС
Период пандемии внес значительные коррективы в совершение покупок. Приоритет загородных супермаркетов стремительно падает, уступая место магазинам у дома. Наличие огромного выбора товаров уступает место комфорту и доступности.

Учитывая факт того, что массового перехода на онлайн-площадки продаж не прогнозируется, ритейлерам важно уделить внимание новым подходам и сервисам в обслуживании клиентов, формированию новой модели взаимодействия с клиентом. Например, поиск и оснащение мест самовывоза и выдачи заказов, персонализация услуг.